Образцово

Образцово
(Храм Рождества Пресвятой Богородицы)


О происхождении названия села Образцово и его первых владельцах существует немало предположений.

1 версия – связана с именем Василия Фёдоровича Симского из рода Добрынских, прозванного за личный героизм, за то, что сражался с врагами всегда впереди своей дружины – Образец. Образцовыми он возвёл каменные палаты в Москве в годы царствования Иоанна III. Вся Москва тогда сбежалась смотреть на его хоромы. Народ дивился и завидовал. Род Добрынских считался богатейшим в Москве. Тогда его имя и попало в летопись.

Основоположником рода Добрынских считается Константин Иванович, боярин Дмитрия Донского, владевший селом Добрынское (около Юрьева-Польского). У Константина Добрынского было девять сыновей. Один из них, Фёдор Константинович, в наследство получил село Деревенька на реке Симяче, тоже около Юрьева-Польского. Владельца села стали называть Симской. Огромное богатство Фёдора Симского унаследовал его сын Василий, в том числе село Деревенька, которое стало называться Образцово. Василий Федорович Симской получил ещё одно село на Клязьме и Уче, в Щёлковском крае, оно также называлось Образцово. Имеется и третье село с таким же названием, принадлежавшее ему же, – село Образцово-Румянцево, в южном Подмосковье, на реке Северке.

2 версия – связана с одной из важнейших в период феодализма отраслей хозяйства – коневодством.

При купле-продаже лошадей, при мене их строго предписывалось «пятнать» (клеймить). При клеймении лошадей взыскивали особую пошлину, которая называлась «пято», – одну деньгу с продавца и одну деньгу с покупателя (200 денег составляли рубль). Если стороны избегали клеймения, с них взыскивали «пропятенье» в размере двух рублей (и это при средней стоимости лошади около одного рубля). Село Деревенька и другие сёла, которые получали название Образцово, очевидно, могли быть местом, где происходило пятнение лошадей, где хранились документы с образцами пятен и где изготавливали штемпеля с этими образцами.

Споры по поводу принадлежности лошадей возникали часто, и главным при их решении было предъявление образцов. Человек, который ведал образцами, играл важную роль. Сёла постепенно приобретали второе название – Образцово, а владельца села называли Образец (пятенщик).

Важное значение в XV веке имели взаимоотношения Москвы и Твери, претендовавших на верховенство на Руси. В 1485 году Иоанн III Великий двинул свои войска против Твери. Поняв, что все преимущества на стороне Москвы, тверской князь бежал в Литву. Иоанн III тверским княжением пожаловал своего сына Иоанна Ивановича Молодого. Наместником при нём был назначен Образец, как умелый, дальновидный и опытный деятель, который мог предотвратить возможные политические осложнения.

Большие доходы приносили Образцу его многочисленные имения. В 1492 году Василий Фёдорович умер, и всё богатство перешло к его сыну Ивану, прозванному Хабар. Иван Васильевич Хабар-Симский (Образцов) был человеком пламенной души, удачлив в делах, прибытков и поживы имел более чем достаточно. Будучи воеводой при Василии III, он одержал немало побед в сражениях с неприятелем. Умер Иван Васильевич в 1534 году.

Жизнь внука Образца, который звался уже Хабаров-Добрынский, совпала с царствованием Иоанна IV Грозного. Иван Иванович, сын Хабара, занимал высокие должности. В бытность его наместником в Смоленске в 1554 году случился большой пожар. Иоанн Грозный поставил наместнику этот пожар в вину, и служба его прекратилась. Он оказался в опале.

Историк Карамзин, описавший эту мрачную эпоху и судьбу боярина, повествует: «Не было ни для кого безопасности... Но всего менее для людей, известных своими заслугами и богатством: ибо тиран, ненавидя добродетель, любил корысть. Тогда же был казнён Хабаров-Добрынский, один из богатейших сановников». Произошло это в 1569 году. В стране свирепствовали голод и мор.

Сын Ивана Ивановича – Фёдор Иванович – служил мало и при опальном отце не мог рассчитывать на высокие должности. В 1578 году он умер при загадочных обстоятельствах.

Задолго до этих событий, в 1569 году, были конфискованы «скарбы» Хабаровых, т.е. имущество движимое, накопленное в течение жизни нескольких поколений. Зная, что конфискации коснутся и вотчин, Фёдор Иванович с отцом свои вотчины раздавали в монастыри. Образцово было отдано Суздальскому Спасо-Евфимьеву монастырю.

Считается, что храм, посвящённый Рождеству Богородицы, в селе Образцово возвёл Василий Фёдорович Симской после гибели своего 16-летнего сына в войне с ливонцами и последовавшей вскоре смерти жены.

В начале XVII века церковь, построенная Образцом, обветшала. Стараниями монастыря в 1623 году была построена вторая, деревянная церковь с приделом Святого Евфимия-чудотворца. Она находилась западнее ныне существующего храма.

В то время в Образцове были «двор попов, двор вотчинников, восемь дворов крестьянских и 12 дворов бобыльских».

В 1703 году по именному указу Петра I село Образцово было пожаловано боярину Ивану Алексеевичу Мусину-Пушкину. Впоследствии усадьбой владел его сын Платон Иванович Мусин-Пушкин, получивший графский титул. В 1733 году граф Мусин-Пушкин подал прошение о строительстве каменной церкви в селе Образцово, ибо в имеющейся деревянной, очень ветхой, стало служить невозможно. Богатейший вельможа был восхищён живописной местностью в долине Клязьмы и решил украсить село строительством современного храма. Через четыре года церковь с двумя приделами уже освятили. Этот храм существует и поныне. Третий придел, северный, освящен в память преподобной Марфы, матери преподобного Симеона Столпника – небесной покровительницы супруги храмоздателя Марфы Федоровны.

С 1703 года, когда начали строить Санкт-Петербург, Мусины-Пушкины жили в новой столице.

Дальнейшая судьба графа Платона Ивановича Мусина-Пушкина сложилась трагично. Вместе с передовыми людьми своего времени граф выступил просив засилья Бирона, временщика императрицы Анны Иоанновны Кровавой. Это выступление назвали заговором. Весь заговор состоял в том, что трое вельмож, и в их числе президент Коммерц-коллегии граф Мусин-Пушкин, пали на колена перед Анной Иоанновной: «Может быть, перед смертным часом пришли говорить тебе истину, – сказал граф Платон Иванович императрице. – Вели казнить, но выслушай! Поруганная злодеем Россия взывает к тебе!».

Назвать Бирона, к которому с большой нежностью относилась императрица, злодеем?! Последовали аресты, пытки и жестокая казнь. Граф Мусин-Пушкин был так болен, что его не выводили из Шлиссельбургской крепости, а урезали язык там. После сослали в Соловецкий монастырь. Имение его отошло в царскую казну.

Далее село Образцово было пожаловано графу Алексею Петровичу Бестужеву-Рюмину (1743 год). В 1768 году умер наследник Бестужевых-Рюминых – Андрей Алексеевич, и имение унаследовали племянники графа – князья Алексей и Михаил Волконские. В 1781 году имение разделили между наследниками, село Образцово досталось Алексею Никитовичу Волконскому. Его сестра княгиня Екатерина была женою Алексея Ивановича Мусина-Пушкина.

В XIX веке от Волконских Образцово перешло к помещику Мещанинову Маркелу Демидовичу. В 1846 году его сын Пётр Маркелович продал село Образцово с деревнями Васильевское, Мальцево, Набережная, Бурково, Байбаки купцу Алексееву, который основал на берегу реки Клязьмы ткацко-механическую фабрику шерстяных и бумажных материй.

К началу XX века в селе Образцово было 18 крестьянских дворов и два домика, где жили священник и дьячок. Земли было 2636 десятин. Владел селом майор Николай Петрович Кисель-Загорянский. До наших дней сохранились два дома, построенных Кисель-Загорянским.

Могила самого майора Н.П.Кисель-Загорянского находится под большим камнем на территории Храма Рождества Богородицы в селе Образово.

Село Образцово известно замечательным белокаменным Храмом Рождества Пресвятой Богородицы, возведенным на высоком берегу реки Клязьмы в 1736 г. Платоном Ивановичем Мусиным-Пушкиным. По существующей на Руси традиции новый храм был назван так же, как и предшествующий деревянный.

Внешне храм представляет собой традиционную для ХVIII века барочную церковь, венчает которую восьмигранник с куполом и главой. Верхняя часть трехъярусной колокольни имеет пролеты для «звонов» и круглые «слухи».

По сравнению со многими другими подмосковными церквами судьба Рождественского храма сложилась достаточно благополучно. За всю свою более чем 260-летнюю историю он никогда не закрывался. Он является уникальным архитектурным памятником и хранилищем православных святынь. Уцелели главные святыни церкви: икона Животворящего Креста Господня с находящимися в ней частицами мощей св. Иоанна Предтечи, святителей Спиридона и Николая, святой Александры, святого блаженного Андрея Христа ради юродивого и ряда других почитаемых угодников. В числе особо почитаемых верующими икон, расположенных в храме, – образы Божией Матери «Боголюбивая» и Божией Матери «Акафистная».

На протяжении последних десяти лет в храме велась генеральная реставрация, которая проводилась под руководством заслуженного реставратора России Г.Ф.Бабича. Мастера восстановили золочёный резной иконостас в стиле барокко, который венчает скульптурная группа с распятием в центре. Во время реставрации иконостаса была обнаружена икона Святого Евфимия Суздальского. Она была подарена храму келарем Суздальского монастыря Иосифом Трусовым, о чём свидетельствует надпись на обратной стороне иконы.

Занимались реставраторы и воссозданием настенных и купольных росписей. Семь слоев краски пришлось удалить для того, чтобы раскрыть первоначальный живописный слой, относящийся к 1-ой половине XVIII века. Оказалось, что росписи стен выполняли итальянские живописцы. Доказательством тому стали нимбы над головами святых, написанные горизонтально, на католический манер. По согласованию с Патриархией и Министерством культуры Г.Ф.Бабич переписал нимбы на православные.

Кто на сайте

  • 2 робота и 6 гостей
  • Exalead [1]
  • Googlebot [1]
  • Гостей [6]